Конфликт «Уралхима» и «Тольяттиазота» — будет ли развязка?
Ушедший в историю 2018 год запомнился участникам российского рынка минеральных удобрений жестким противостоянием «Уралхима» и «Тольяттиазота». Редакция Fertilizer Daily решила проанализировать сложившуюся ситуацию, взяв в качестве отправной точки публикацию в интернет-издании «Lenta», вышедшую в свет в конце ноября 2018 года.
«Спор «Тольяттиазота» и «Уралхима» уже давно стал одним из главных корпоративных конфликтов в истории российского бизнеса и продолжает поставлять громкие новости. Так, на еще продолжающемся суде по уголовному делу, инициированному «Уралхимом» против бывших руководителей «Тольяттиазота», в ход вовсю идут юридические «ноу-хау»: анонимные свидетели, выступления в качестве свидетеля обвинения уголовника Олега Антошина, уличенного в подбросе на предприятие оружия и попытке инсценировать теракт. Судебный процесс явно обещает быть долгим, а значит — можно ждать новых сюрпризов от участников процесса, — написала «Lenta». — Уверенным можно быть в одном: столь ожесточенная борьба и использование богатого арсенала инструментов говорят о том, что для «Уралхима», владеющего миноритарным пакетом акций «Тольяттиазота», этот спор имеет судьбоносное значение. Как иначе объяснить годы судебных тяжб? На деньги, за время противостояния потраченные «Уралхимом» на юристов и консультантов, наверняка можно было бы открыть новое или как минимум отремонтировать небольшое химическое производство… Возникает резонный вопрос: зачем «Уралхим» столь упорно бьется за «Тольяттиазот»? Ответ лежит на поверхности: «Уралхим» пытается взять ТОАЗ под свой контроль. Скорее всего, для того, чтобы упрочить или улучшить ситуацию с собственными активами».
Дальше в статье подробно описывается жизненный путь владельца «Уралхима» и «Уралкалия» и причины, по которым ведется война по всем фронтам против «Тольяттиазота»: «В конфликте участвуют с одной стороны — «Уралхим» с высочайшим уровнем закредитованности, с переоцененным проблемным «Уралкалием» и туманным будущим. С другой стороны — более скромный по объемам производства, но финансово устойчивый «Тольяттиазот».
При этом логика действий Дмитрия Мазепина говорит о том, что он скорее классический корпоративный менеджер, а не производственник. Рост производственных показателей в его компании достигается не за счет инвестиций в модернизацию, а с помощью слияний и поглощений. Такой подход всегда связан с повышенными рисками, а в условиях нестабильности на мировых рынках эти риски гарантированы. И если в начале корпоративной войны с «Тольяттиазотом» он был для «Уралхима» лакомым куском и возможностью для роста, то сегодня превратился в спасательный круг, который, впрочем, никак не дается в руки отчаявшемуся утопающему».
В попытке выяснить текущее положение дел, редакция Fertilizer Daily отправила запросы в пресс-службы «Уралхима» и «Тольяттиазота» с просьбой прокомментировать текущее положение дел, а также сообщить, что для каждой из этих компаний было бы наилучшим исходом из данного конфликта, выходом из него который устроил бы менеджмент и конфликт прекратился.
Представители компании «Уралхим» прокомментировали наши вопросы следующим образом: «В настоящий момент идет одно судебное разбирательство по обвинению бывших руководителей и совладельцев компании «Тольяттиазот» Махлая В.Н., Махлая С.В., Королева Е.А., Андреаса Циви и Беата Рупрехта в хищении продукции с ОАО «Тольяттиазот» на сумму свыше 80 млрд рублей в период с 2008 по 2011 годы. Уголовное дело по ч. 4 ст. 159 УК РФ было возбуждено на нашему заявлению, расследовано Следственным комитетом Российской Федерации, передано в суд, и в настоящее время рассматривается по существу Комсомольским районным судом г. Тольятти. Компания «Уралхим» признана потерпевшей по этому уголовному делу. Нами заявлен гражданский иск к подсудимым с требованием возмещения нанесенного ими ущерба: на сумму свыше 10 млрд рублей в пользу АО «ОХК «УРАЛХИМ» и на сумму свыше 78 млрд рублей в пользу ПАО «Тольяттиазот». Всего на сумму около 88 млрд рублей. Судебное разбирательство продолжается, но уже сейчас, с учетом исследованных в судебном процессе доказательств, очевидна вина подсудимых во вменяемом им преступлении. При этом важно отметить, что никаких судебных разбирательств у «АО «ОХК «УРАЛХИМ» и ПАО «Тольяттиазот» в настоящее время нет.
«Уралхим» является акционером «Тольяттиазот» и заинтересовано в его развитии, поэтому никакого давления на предприятие не оказывается. Борьба с воровством, которое конкретные лица осуществляли на предприятии, путем принятия «УРАЛХИМом» мер, установленных законом, не является каким-либо давлением на предприятие.
В качестве разрешения существующего конфликта, компанию «Уралхим» как миноритарного акционера «Тольяттиазота» устроит привлечение лиц, виновных в хищениях, к уголовной ответственности, возмещение ими ущерба, нанесенного предприятию, в виде возврата похищенного обратно на завод.»
Представители «Тольяттиазота» также поделились комментариями по вопросу затянувшегося конфликта: «Хотя «Тольяттиазот» и признан потерпевшим по уголовному делу, которое рассматривается в настоящее время в суде Комсомольского района г. Тольятти, само предприятие никогда не заявляло о причиненном ущербе и не согласно с тем, что ему нанесен какой-либо ущерб. ТОАЗ считает, что цены на продукцию были рыночными. В рассматриваемый период предприятие регулярно получало выручку, из которой выплачивались зарплаты, налоги и дивиденды, в том числе тем акционерам, которые заявляют об ущербе. Руководство «Тольяттиазот» неоднократно заявляло о действиях компании «Уралхим», направленных на рейдерский захват предприятия. Мы считаем, что миноритарным акционером сознательно распространяется недостоверная информация о комбинате «Тольяттиазот» с целью создать негативный имидж предприятия и его менеджмента.
Мы считаем, что наилучшим решением данного конфликта было бы прекращение уголовного дела и отказ от претензий со стороны миноритарного акционера (компании «Уралхим»). Уверены, что отсутствие давления и допросов руководителей предприятия будет способствовать более эффективному развитию предприятия, что, в свою очередь, выгодно всем заинтересованным сторонам».
Интересно, что обе стороны конфликта идут на контакт со СМИ, комментируют ситуацию и готовы отвечать на вопросы. Похоже, что от конфликта устали все — обе стороны используют все возможные инструменты войны, забывая о том, зачем вообще она ведется и к какому результату хочется придти.
Если проанализировать ситуацию и полученные ответы, то становится очевидно, что единственное, чего пытается добиться «Уралхим» на текущий момент это пересмотра цен по которым продавалась продукция «Тольяттиазота» за рубеж, а «Тольяттиазота» — чтобы «Уралхим» отозвал все свои претензии. Почему же участники конфликта с историей почти в 10 лет не сядут за стол переговоров и не обсудят судьбу этих 88 млрд руб., так мешающих дальнейшей работе? Мы уверены, что обе стороны просто боятся сесть за стол переговоров — по сути каждый из них был где-то неправ, но попросту боится это признать.
Понравилась статья?
Раз в неделю наши подписчики получают сводку актуальных новостей отрасли. Присоединяйтесь и вы!
Обсуждение0 комментариев