Анна Ненахова: «Конкуренцию будут составлять компании, предлагающие рынку цифровые продукты»
В 2022 году компания «Уралхим Инновация» запустила первый в России мини-завод по производству растительного белка из гороха. Расположенное в инновационном центре «Сколково» производство сможет производить до 30 тонн белка в год, что позволит снизить зависимость отечественной пищевой промышленности от импортных ингредиентов. Но это не единственный проект «Уралхим Инновация» — дочерней структуры АО «ОХК «Уралхим», занимающейся поиском, тестированием и внедрением высокотехнологичных решений в области современных и перспективных технологий. В современном инновационном центре, инфраструктура которого позволяет выполнять широкий спектр технологических задач в области агробиотехнологий, компания ведет разработку альтернативных технологий получения протеинов, разработку и испытание новых видов удобрений и технологии их применения, а также новых технологий в сфере цифровизации сельского хозяйства.
О том, какие технологии будут доминировать на рынке удобрений в ближайшем будущем, а также о планах «Уралхим Инновация» по разработке и внедрению новых решений на отечественном и мировом рынках мы поговорили с кандидатом экономических наук, генеральным директором компании Анной Ненаховой.
— Анна, добрый день! Безусловно в первую очередь нас и наших читателей интересует, как сейчас выглядит рынок удобрений — какие есть тренды в мире и в каком направлении развиваются инновации?
— Основной вызов, который в настоящее время стоит перед человечеством, — накормить постоянно растущее число людей на планете. По данным ООН к 2050 году на планете Земля будет более 9,7 млрд человек, сейчас — чуть больше 8 млрд. Удобрения в этой задаче имеют решающее значение, так как правильное их внесение существенно влияет на повышение урожайности сельскохозяйственных культур, из которых в дальнейшем производится еда.
Ввиду климатической повестки есть отдельные задачи, которые ставятся непосредственно перед производителями удобрений — это высокая эффективность, сохранение плодородия почв, минимизация негативного влияния на окружающую среду и высокое качество растительной продукции на выходе. Поэтому крупные компании-производители, стартапы и научные центры во всем мире постоянно работают над созданием новых технологий и продуктов, позволяющих решать эти задачи. Хотелось бы отметить, что большую роль в этом решают цифровые и биотехнологии.
— Можете привести примеры подобных технологий, которые могут сохранить плодородие почв?
— Самый востребованный макроэлемент для растений — азот. Он обеспечивает рост надземной части культуры, развитие ее зеленой массы. Однако при внесении азотных удобрений он очень быстро вымывается из почвы, а часть его метаболизируется и переходит в газообразное состояние. В результате теряется до 30% внесенных азотных удобрений, а в регионах с влажным климатом эта цифра может доходить до 60%. Одним из выходов, с учетом таких потерь, является внесение большего количества удобрений, но это увеличивает химическую нагрузку на почвы и способствует накоплению парниковых газов в атмосфере.
В этой связи одной из ключевых развивающихся технологий для инновационного сельского хозяйства является внедрение медленнодействующих форм минеральных удобрений с добавками, обеспечивающими замедление попадания действующего вещества в почву либо за счет снижения растворимости, либо за счет ингибирования бактериальных ферментов, приводящих к необратимым потерям азота.
— Расскажите, а как тогда помогают цифровые и биотехнологии в вопросах повышения урожайности?
— Цифровые решения позволяют снизить потери урожая, повысить эффективность внесения удобрений, на основе Big Data рекомендуя фермерам в индивидуальном порядке нормы и время внесения. Кроме того, они помогают в проведении инвентаризации земель, планировании оптимального севооборота, в том числе на базе анализа почв. Применение методов цифрового контроля с помощью системы датчиков на сельскохозяйственной технике, дронов, спутниковых снимков позволяет увеличивать урожайность и снижать себестоимость продукции.
Биотехнологии помогают повысить эффективность и экологичность агротехнологий за счет использования специальных штаммов полезных почвенных и растительных микроорганизмов. Такие удобрения часто называют микробными удобрениями. Используемые в них микроорганизмы оказывают положительное влияние на стрессоустойчивость растений и биостимулирующий эффект, эффективно борются с растительными патогенами, повышают усвояемость минеральных веществ растениями. Также микробные удобрения вписываются в концепцию устойчивого земледелия и являются перспективным подходом для улучшения почвенного микробиома и состояния почв в целом. В зависимости от их функциональности микробные удобрения также можно кастомизировать под нужны конкретных хозяйств с учетом специфики растительных культур и климатических особенностей местности.
— Насколько известно, рынок биоудобрений гораздо меньше рынка минеральных удобрений. Как вы его оцениваете и каковы перспективы роста?
— Рынок биоудобрений действительно мал, оценки мирового рынка сейчас составляет порядка 1,5 млрд долларов и, по прогнозам, он достигнет 4 млрд долларов к 2025 году по оценкам различных агентств. На первый взгляд эти цифры невелики, но темпы роста рынка микробных удобрений в два раза превышают таковые для минеральных удобрений. Ввиду маленьких размеров наиболее активную роль на этом рынке играют не глобальные игроки по производству удобрений, а стартапы и научные команды разных центров, причем не только за рубежом, но и в России. Хотя крупные компании также присматриваются к этому сегменту, например, глобальная компания Corteva купила производителя биоудобрений Symborg.
— Какие примеры успешных стартапов в области биоудобрений Вы можете привести?
— Одна из самых известных компаний — это американский стартап PivotBio. Они производят микробные биоудобрения, которые изначально предназначались для обработки семян и почвенного внесения под кукурузу. Сейчас линейка удобрений включает консорциумы, повышающие устойчивость и урожайность ячменя, овса, сорго, подсолнечника, озимой пшеницы. Кстати, это компания на свои разработки привлекла более 600 млн долларов от венчурных инвесторов. Другой пример — индийская компания Ajay Bio-Tech, которая наладила выпуск широкой линейки биоудобрений, учитывающих почвенную специфику. Они повышают усвояемость растениями различных почвенных макроэлементов.
Из интересных прорывных разработок стоит отметить американскую компанию Pluton Biosciences, которая занимается разработкой бактерий, способных фиксировать азот и углекислый газ из воздуха.
— Могут ли продукты таких стартапов заменить продукты текущих глобальных игроков?
— Скорее всего нет. Назначение биоудобрений — повысить эффективность текущего минерального питания, биоудобрения не смогут полностью заменить необходимые для растений азот, фосфор, калий и серу.
Хочу привести пример американской компании Indigo AG, которая начала бизнес в 2013 году именно с биоудобрений, но в дальнейшем стала вертикально-интегрированной с численностью персонала более 2 000 сотрудников и годовой выручкой, превышающей 500 млн долларов. Основной продукт этой компании в настоящее время — логистический маркетплейс, связывающий напрямую всех участников производственной цепочки АПК (фермеры, поставщики удобрений и химических средств защиты растений, сервисы доставки, магазины, кредитные организации). Конкуренцию будут составлять компании, предлагающие рынку цифровые продукты, именно поэтому многие компании-производители удобрений активно смотрят в эту сторону, предлагая собственные решения. И «Уралхим» не исключение. В периметре Группы есть компания «Диджитал Агро», которая разрабатывает и продает цифровые решения, которые необходимы нашим клиентам.
— Вы несколько раз упомянули венчурные инвестиции. Как этот рынок выглядит в сегменте АПК — какие есть интересные ниши для инвесторов, куда сейчас инвестируют деньги?
— Прошлый год выдался трудным для всего инвестиционного рынка. Снижение инвестиционной активности не обошло и стартапы, разрабатывающие продукты и сервисы для АПК. Если в 2021 году размер венчурных инвестиций составил 53,2 млрд долларов, то за 2022 год их объем снизился до 29,6 млрд долларов, показав спад на 44%. Но есть направления, в которые инвесторы продолжают верить, несмотря на общую экономическую ситуацию.
Так, по данным AgFunder (венчурный фонд, инвестирующий в аграрные и пищевые стартапы и также предоставляющий открытые отчеты по венчурному рынку в этом отраслевом сегменте), инвестиции и число сделок в биотехе для АПК выросли на 8% — до 2,7 с 2,5 млрд долларов. В этот сектор входят самые различные направления биотехнологий — от редактирования генома животных и растений до микробных удобрений. По-прежнему набирает обороты сегмент инвестиций в инновационную еду: культивированное мясо, альтернативные белки и разного рода инновационные ингредиенты (вкус, ароматика, замена сахара, низкокалорийные жиры и пр.). Но самым большим по объему остается сегмент E-Grocery: онлайн магазины, маркетплейсы для доставки и продажи продуктов до потребителя (5,1 млрд долларов инвестиций).
— Расскажите, какие перспективные разработки компания «Уралхим Инновация» готовит к выводу на рынок в ближайшее время и чем они будут отличаться от уже существующих продуктов? Есть ли у вас в портфеле те направления, о которых вы рассказывали ранее — биоудобрения и другие передовые решения?
— Мы ведем разработки в разных направлениях — биоудобрения, новые формы удобрений, продукты в области промышленной химии. Все продукты направлены на повышение урожайности и снижение экологической нагрузки на почву. Хочу воспользоваться доступом к заинтересованной аудитории и пригласить всех к сотрудничеству — через официальный интернет-сайт «Уралхим Инновация» можно отправить описание проектов, которые мы можем реализовать совместно.
— Мы знаем, что помимо разработок в области удобрений, «Уралхим Инновация» еще занимается альтернативными белками — расскажите об этих проектах и зачем они нужны компании «Уралхим»?
— Мы занимаемся развитием двух технологий — пищевого белка из гороха и микробного белка из метана для кормовых целей. Интенсивное животноводство приводит к истощению ресурсов планеты и приобретает неэтичный оттенок. В связи с этим наблюдается рост спроса на альтернативные источники белка как для пищевого, так и для кормового применения.
— Почему ваш выбор пал именно на производство растительного белка из гороха? Какие перспективы у рынка альтернативных белков — это дань моде или есть предпосылки для бурного развития данной отрасли?
— В прошлом году Россия вышла по экспорту гороха на первое место после Канады, однако в нашей стране никто не занимается его глубокой переработкой. «Уралхим Инновация» первая, кто разработала технологию и запустила опытное производства изолята горохового белка — это извлеченный и очищенный от углеводов и клетчатки белок желтого гороха. Содержание белка в изоляте 85%, что является показателем качества.
Несмотря на то, что растительные белки не совсем привычный продукт для культуры потребления в нашей стране, в современном мире они имеют ряд преимуществ перед животными белками. Как мы с вами знаем, животный белок производить дорого, не экологично и в некоторой степени не этично. Растительные белки решают эти три проблемы. Во-первых, их переработка несет меньший вред экологии, чем фермы с сельскохозяйственными животными. Во-вторых, мы решаем проблемы этичного отношения к животным. В-третьих, снижаем цены при сопоставимом качестве, что очень важно для потребителя.
Например, «Уралхим Инновация» делала рецептуры колбасных изделий, где частично меняла говяжий белок на растительный, тем самым мы смогли удешевить колбасы на 20 рублей за кг при том, что повысили общее содержание белка в колбасных изделиях и сохранили вкусовые качества. Я недаром так акцентирую свое внимание на увеличение количества белка — современные люди недополучают его в своем рационе.
Почему был выбран горох? В мире в основном используется три источника растительного белка — соя, пшеница и горох. Но пшеница сильно уступает по аминокислотному составу, соя является аллергеном и имеет имидж ГМО продукта, что отрицательно сказывается на ее популярности среди потребителей.
— А кормовой белок, он тоже из гороха? Или из другого сырья?
— Это микробный белок — используется природный газ и микроорганизмы. Биопереработка одноуглеродных молекул — это мировой тренд, позволяющий делать кормовые белки и разные продукты нефтехимии из метана и производных. Все основывается на бактериях, которые едят газы с одним атомом углерода. Из газа таким образом можно делать микробный кормовой белок, биоразлагаемый пластик, молочную кислоту и другие продукты.
— Расскажите о команде вашего инновационного центра — как вы формировали коллектив и какими качествами должны обладать разработчики новых продуктов?
— Формирование команды научного центра — непростая задача, возможно даже сложнее тех, которые потом перед нами ставятся по разработке новых продуктов.
Сложность заключается в том, что нужны специалисты с хорошими компетенциями в области химии, биотехнологии, агрономии. Но для того, чтобы запускать новые продукты, также нужны творчество и готовность к экспериментам. Большую роль играет построение культуры инноваций, когда пару неудачных проектов не ставят крест на проработке остальных идей.
Всем нашим разработчикам, помимо высоких профессиональных знаний, характерна гибкость. Чтобы быстро ориентироваться в меняющейся рыночной ситуации, мы должны обладать пластичностью ума, это помогает быстро переориентироваться в меняющейся ситуации и приспособиться к новым реалиями.
— Последний вопрос хочется задать также про ваш инновационный центр. Не так много производителей удобрений могут похвастаться столь основательным подходом при работе с инновациями. Какие бы советы вы могли дать коллегам, которые будут создавать похожие инновационные центры?
— Мы создавали центр с нуля, но у нас был очень долгий, обстоятельный и серьезный процесс подготовки. Во-первых, у нас уже были и продолжают работать отделы технологического развития, которые на постоянной основе занимаются внедрением новых технологий. В частности, мы ежегодно проводим конкурсы среди сотрудников, чьи лучшие идеи внедряются на постоянной основе. Мы также организуем различные конкурсы и акселераторы. У нас есть свой конкурс-акселератор «Элемент Роста», через который мы отсматриваем на постоянной основе решения внешних стартапов.
«Уралхим Инновация» выступает интегратором всех внешних запросов на кооперацию в части инновационной деятельности. Обстоятельная подготовка помогла избежать нам глобальных проблем при запуске нашего инновационного центра, поэтому совет для коллег по цеху — необходимо двигаться поступательно, инновации должны пронизывать все функциональные звенья, а не только выделенный центр, нужно использовать концепцию маленьких шагов и быстрых результатов, так как от инновационного подразделения всегда ждут быстрых результатов, оказывающих положительное влияние на корпоративный бизнес.
Понравилась статья?
Раз в неделю наши подписчики получают сводку актуальных новостей отрасли. Присоединяйтесь и вы!
Обсуждение0 комментариев